Проблемы заготовки лома – проблемы большой металлургии
В.М. Некрасов,
Союз региональных объединений
заготовителей и переработчиков лома,
отходов черных и цветных металлов
Журнал «Металлург», 2011, №4.
В феврале этого года в Москве прошел 7-й ежегодный международный форум «Лом черных и цветных металлов». Организатором этого мероприятия для ломозаготовителей и ломопереработчиков постоянно выступает Аналитический центр «Русмет».
В форуме приняли участие около 350 представителей из 30 стран мира. В их числе руководители и специалисты крупнейших организаций, имеющих отношение к ломозаготовительной подотрасли, из Великобритании, США, Германии, Франции, Италии, Испании, Турции, Индии, Швейцарии, Ирана, Бельгии, Нидерландов, ОАЭ, Кореи, Сингапура, Индонезии, Польши, Болгарии, Маврикия, Латвии, Эстонии, Литвы и т.д.
От России участвовали представители металлургических, ломозаготовительных и ломоперерабатывающих организаций и предприятий, аналитических, консалтинговых и финансовых структур, организаций, реализующих ломоперерабатывающую технику на российском рынке, и т. д.
Работа форума проходила по сессиям. К числу основных обсуждаемых тем относились анализ и прогноз цен на лом черных и цветных металлов, возможного дефицита лома на российском рынке, обзор мирового и региональных рынков металлолома, отношение к рынку со стороны поставщиков лома и его потребителей и т. д. Обсуждались также вопросы эффективности ломозаготовительного и перерабатывающего бизнеса, управления рисками в этом бизнесе.
Представители компаний, производящих оборудование для ломозаготовителей и переработчиков, рассказали о своей продукции. В завершение форума состоялась дискуссия по двум темам: – нужны ли независимые ломозаготовители отечественной металлургии? – методы профилактики и выявления мошенничества в ломозаготовительной подотрасли.
Остроту выступлениям ломозаготовителей придали появившиеся накануне сведения о подготовке проекта постановления Правительства РФ «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза отдельных категорий товаров», в котором вновь сокращается перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ лома и отходов черных металлов.
Открывая работу форума, заместитель директора Департамента базовых отраслей промышленности Минпромторга России А. Пинчук объяснил подготовку проекта такого постановления необходимостью государственного регулирования процесса заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных металлов, наряду с лицензированием и утверждением Правительством РФ Правил обращения с ломом и отходами, введением определенных ограничений на экспорт лома и отходов. В первую очередь это связано с увеличением спроса на металлолом со стороны металлургов, вызванного изменением структуры сталеплавильного производства, а также ведущимся и намечаемым строительством новых минизаводов, для которых также требуется металлолом. По данным Минпромторга, уже к 2013 г. ежегодное потребление лома в стране вырастет на 4–4,5 млн т, а к 2015 г. – на 15 млн т. «Через три–четыре года мы вынуждены будем импортировать лом», – сообщил А. Пинчук и призвал ломозаготовителей уже сейчас ориентировать свои долгосрочные программы прежде всего на внутренний рынок потребления. Кроме того, по мнению министерства, в интересах экологии имеется необходимость экспортировать металлолом через отдельные специализированные пункты его пропуска, оборудованные средствами радиационного и другого контроля. При этом в первую очередь необходимо устранить ряд существующих проблем подотрасли: неправильное декларирование экспортного товара, занижение его таможенной стоимости, нарушение порядка лицензирования и других нормативно-правовых актов при перегрузке в портах, учитывать специфику экспорта радиоактивного лома.
Работа сессии I форума была посвящена анализу и обзору мировых рынков конечных продуктов, рынка металлолома, а также их взаимосвязи с другими сырьевыми рынками: железной руды и концентратов, коксующегося угля и нефти. Аналитики международных и российских аналитических компаний: CRU Analysis, Steel Business Briefing (Великобритания), Starglobe, Trimet (Швейцария), Металл-Курьер (Украина), Русмет, СибВторМет (Россия) –дали подробный анализ состояния мировых и региональных рынков металлолома и их влияния на российский рынок в 2010 г. и выступили с прогнозами цен на стальной лом, лом цветных металлов (алюминия, меди, никеля) на 2011 г. и последующие годы. Практически все аналитики отметили: в мире растет потребление металлопродукции, что вызывает рост спроса и цены на сталь, а в дальнейшем – и продолжение роста цен на металлолом. В принципе такая же ценовая тенденцияожидается и для вторичных цветных металлов, применяемых в производстве стали в качестве легирующих и раскислителей. Предполагается, что в 2011 г. вследствие прогнозируемого роста производства стали объем производства вторичных цветных металлов сможет возрасти на 10–15%. Вновь было отмечено, что в России существующие мощности по переработкевторичного алюминия в два раза превышают возможности сбора его лома, в то же время возникают новые мощности по переработке. Кризис 2008–2010 гг. во многом разрушил налаживающийся порядок и консолидацию ломозаготовителей и переработчиков вторичных металлов. Для их восстановления вновь потребуется время. Сессия II форума была посвящена исследованиям существующего российского рынка металлолома и тенденциям его развития в ближайшие годы. С обстоятельным докладом по прогнозу баланса лома в России до 2020 г. выступил главный аналитик Аналитического департамента Дирекции стратегического планирования К. Жиляев. По его прогнозу потребление готовой стальной продукции в России к 2020 г. возрастет на 65% по сравнению с пиковым докризисным уровнем 2007 г., при этом плавно будет нарастать и экспорт соответствующей продукции – на 1–2% в год. Расти будет и сбор лома, но сценариев роста два: либо резко (на 18%) в ближайшие два года, а потом плавно (по 2,5% ежегодно) до 71% к 2020 г. (по сравнению с 2007 г.), либо все годы плавно (3% ежегодно) до 68%. По прогнозам Евраза, электросталеплавильные мощности к 2017 г. вырастут на 3,8 млн т. Еще 4,3 млн т может быть добавлено при реализации проектов со средней вероятностью. При этом объемы производства конвертерной стали к 2017 г. могут увеличиться на 5–10 млн т (с учетом проектов со средней вероятностью реализации), но при условии сокращения объемов производства мартеновской стали на 10–13 млн т.
Потребление готового проката к 2020 г. возрастет на 65,3% – до 57,2 млн т, а потребности в ломе – до 31 млн т в год, даже если ломосбор – по оптимистичному сценарию – к 2020 г. снизится до 21,5 млн т (по пессимистичному сценарию он сократится до 15 млн т уже к 2016 г.). Таким образом, на внутреннем рынке дефицит лома в 2 млн т возникнет уже в 2013 г., а к 2016 г. вырастет до 12 млн т. «Поэтому строители новых минизаводов в России пускают деньги на ветер.
Правительству стоит подумать об этой проблеме и, возможно, оказать влияние на сдерживание столь быстрого наращивания сталеплавильных мощностей в стране», – сказал в заключение К. Жиляев.
Однако, по мнению генерального директора Калужского научно-производственного электрометаллургического завода С. Шаляева, развитие миниметаллургии не следует как-то искусственно сдерживать, так как на долю минизаводов в целом по миру сейчас приходится порядка 30% производства стали, и дальнейшее развитие российской металлургии пойдет таким же путем. Строящееся предприятие топ-менеджер охарактеризовал как высокоэффективное и конкурентоспособное, чему будет способствовать развитая сеть заготовки лома Вторчермета НЛМК, занимающая на сегодня 10%-ную долю российского ломосбора и охватывающая 35 регионов страны. В планах холдинга открытие новых площадок сбора лома в Белгородской, Смоленской и Тверской областях. Регионы выбраны не случайно, а в привязке к прогнозируемому спросу.
Так, по данным НЛМК, к 2015 г. годовые потребности в ломе составят: 1,7 млн т в Калужской обл., 2,5 млн т в Свердловской обл., 1,8 млн т в Липецкой области.
О предпосылках модернизации ломозаготовительной подотрасли говорил генеральный директор Вторчермета НЛМК А. Коротаев. В своем докладе он охарактеризовал такие проблемы ломозаготовительной подотрасли, как снижение доли легкодоступного лома на рынке, доли тяжеловесного лома в металлошихте и т.п. По его мнению, необходимо как можно быстрее пересмотреть тарифы на железнодорожные перевозки, переведя лом из нынешнего 3-го класса грузов в 1-й класс; повысить таможенные пошлины при экспорте лома; обнулить ввозные пошлины на не имеющее российских аналогов импортное оборудование для ломопереработки; отменить НДФЛ для ломосдатчиков; повысить глубину ломосбора, а также разработать и внедрить экологическую программу очистки акватории от труднодоступных объектов последующей ломопереработки. Вместе с тем он отметил, что ввиду большой площади ломосбора и сложности транспортировки лома потребителям, рассредоточенным на больших расстояниях от мест его сбора, важную роль следует придавать мелким ломозаготовителям. На их долю приходится до 80% общего сбора лома с бoльшей его глубиной. В свою очередь крупные ломозаготовительные структуры обеспечивают надлежащее качество лома, перерабатывая лом, получаемый от мелких ломозаготовителей.
С докладами по прогнозу баланса лома в России до 2020 г., прогнозам цен на вторичные металлы, по вопросам налогового администрирования металлургических предприятий выступили аналитики ОМК, Амурметалла, Керамета (Украина) и компании «Эксперт-Налоги-Аудит-Консалтинг». В докладах всех аналитиков также прогнозировалась ситуация с возможным дефицитом лома черных металлов на российском рынке в ближайшие годы. По данным аналитика украинского ИА «МеталлКурьер» Н. Сухоносенко, в минувшем году ломосбор в России вырос на 33% по сравнению с 2009 г., при этом внутренние поставки лома увеличились на 30% (до 18,6 млн т), а объемы экспорта выросли на 46% (до 4,65 млн т). Эксперт выделил возросшую долю транспортировки лома автотранспортом (порядка 1,8 млн т), расширение географии закупок уральскими предприятиями за счет выхода на ломозаготовителей Центрального и Южного регионов России. При этом ломосбор стимулировал рост доли выплавки электростали в стране на 3% – до 31% в общем объеме производства стали.
В дальнейшем потребление лома будет возрастать, вследствие чего уже в 2011 г. потребности в ломе составят около 23 млн т, а в 2012 г. – 27 млн т. Это будет провоцировать переток лома из профицитных регионов в дефицитные. При этом цена на лом, согласно прогнозу ИА «Металл-Курьер», к маю текущего года снизится до 10 тыс. руб. за тонну, но к концу года вернется на уровень 12 тыс. руб. О работе по наращиванию производства электростали и формированию цен на закупаемый металлолом сообщила участникам форума начальник отдела маркетинга компании «Сибирско-Амурский металл» Т. Андропова. Находящийся под внешним управлением завод «Амурметалл» после вынужденного простоя возобновил в 2010 г. производство в объеме 740 тыс. т, а в 2011–2012 гг. выйдет на уровень ежегодного производства 1,2 млн т. При этом ряд мер по модернизации завода уже довел потенциальные возможности его производства до 2 млн т в год, с учетом принятия мер по снижению экспорта лома за рубеж и сохранению его на внутреннем рынке.
В то же время начальник экспертно-аналитического отдела компании Ирмита-Консалт Ю.Кириллов выступил за повышение экспортных пошлин на сырье для металлургии, а также за возвращение к отмененному в 2009 г. Высшим арбитражным судом РФ закону об ограничении числа погранпереходов до десяти.
Связано это с возрастанием выплавки стали в Китае на 5–6% в год. Как следствие, возрастут цены на лом. По прогнозу аналитика, к 2015 г. цена на российский лом при его экспорте в Китай может возрасти в среднем до 488 долл/т, при том, что для Юго-Восточной Азии в силу недостаточности предложения закупочная цена будет оставаться на уровне 415 долл/т. Вполне логично предположить, что российский лом пойдет за рубеж возрастающими темпами. Анализируя ломосбор последних лет, влияние на него кризиса, а также рост потребления металлолома вследствие изменения структуры сталеплавильного производства на действующих предприятиях, ведущееся и планируемое строительство новых минизаводов, все выступавшие аналитики склонялись к тому, что дефицит металлолома на российском рынке может наступить через 3–5 лет. В этой связи возникает вопрос повышения собираемости лома и сохранения на этом рынке независимых мелких и средних ломозаготовителей. Правда отдельные ломозаготовительные подразделения металлургических компаний считают, что число ломозаготовителей следует сокращать и отдать весь рынок сетевым ломозаготовителям.
Обзору мирового и отдельных региональных рынков лома и вопросам его транспортировки, исследованиям и анализу рынка цветного, легированного и нержавеющего лома, а также первым итогам государственной программы утилизации старых автомобилей были посвящены две последующие сессии.
Главный консультант британской компании CRU Analysis Джон Ковакс представил свою концепцию перспектив рынка лома. По его прогнозу, ценына готовую сталь хоть и будут на пике во II квартале текущего года, однако уже во II полугодии неминуемо начнут снижаться из-за избыточности сталеплавильных мощностей в мире. Как и прежде, диктовать цены на металлолом будет спрос, инициаторами роста которого являются Индия и Китай. Кроме того, затяжной сырьевой дефицит обеспечит плавный рост цен на готовую сталь вплоть до 2012 г. В Китае, по мнению эксперта, ежегодный прирост производства предполагается в пределах 6%. Но впоследствии, по мнению г-на Ковакса, рост цен может смениться их снижением. В соответствии с прогнозом аналитика Русмета В. Кислинского, средняя цена на лом в 2011–2013 гг. будет составлять 468 долл/т.
Зарубежные участники форума подтвердили, что ситуация с ломосбором в России характерна и для большинства стран. Потребность в готовой стальной продукции возрастает с каждым годом и к 2020 г., по прогнозам гендиректора дубайской компании Al Ghurair Iron & Steel Абу Букера Хусейна, достигнет 1,7 млрд т (в 2010 г. – 1,34 млрд т). Но этого может быть недостаточно, потому уже в 2013 г. может возникнуть дефицит в объеме 14,2 млн т готовой стали. Далее дефицит будет только расти, что доказывает необходимость ускоренного ввода новых сталеплавильных мощностей по всему миру.
Мировые ломозаготовители, понимая возможность возникновения дефицита лома, продолжают изыскивать любые возможности увеличения ломосбора, в том числе за счет разборки старых и затонувших плавсредств. Как сообщил директор голландской компании International Ship Recycling Association (ISRA) Ариен Аутендаал, в 2010 г. всего в мире для переработки на лом было предложено 1,1 тыс. различных кораблей общей массой примерно 18 млн т, из которых 90–97% подлежит рециклингу; из них 70% были предложены Индией, Пакистаном и Бангладеш.
Всего, согласно статистике, в мире уже имеется около 9 тыс. судов, возраст которых превышает 25 лет, причем 1,4 тыс. судов необходимо утилизировать в ближайшие несколько лет. Ежегодно порядка 6 млн т мирового ломосбора обеспечивается разборкой судов. Но, увеличивая объемы получения лома этим методом, необходимо помнить об экологических требованиях и модернизации оборудования для разборки затопленных и нетранспортабельных судов. «В настоящее время только 16% всех судов разделывается без ущерба для экологии», – сообщил А. Аутендаал.
О динамике морских перевозок лома сообщил в своем докладе начальник отдела фрахтования норвежской компании R.S. Platou ASA Грунде Фельдхейм. Поего данным, объем запланированных перевозок лома морским путем составлял 114 млн т, хотя фактически было перевезено 76 млн т. При этом эксперт полагает, что и в 2011 г. реальные морские перевозки лома будут ниже запланированных – на уровне 90 млн т при намеченных 140 млн т.
Топ-менеджер болгарской компании Global Metal Ltd. С. Петров отметил жесткость российских порядков в ломозаготовительной отрасли, пояснив, что в Болгарии нет ни импортных, ни экспортных пошлин, так как страна является частью Евросоюза. Здесь власти создают благоприятный климат для иностранных инвестиций, поощряя внутреннюю конкуренцию компаний через модернизацию и повышение эффективности производства. Но при этом такая же программа утилизации автомобилей ориентированаскорее на защиту окружающей среды, нежели на поддержку какой-либо отрасли. Об эффективности ломоперерабатывающего бизнеса сделал сообщение представитель ТКБ Капитал (Россия) М. Николаев.
Заместитель генерального директора ПК «Втормет» Ю. Воронцов высказал точку зрения на реализацию программы утилизации в России. По его мнению, не стоило привлекать столь большое число утилизаторов, не оборудованных специализированными шредерными установками. Кроме того, вследствие усилий недобросовестных утилизаторов на вторичном рынке появились элементы старых авто, что может привести к нежелательным последствиям.
Ю. Воронцов поднял вопрос и о негативных итогах программы утилизации легковых автомобилей. Согласно данным статистики на февраль, по данной программе было утилизировано 453 тыс. автомобилей из 500 тыс. запланированных, однако обменено на новые автомобили всего 309 тыс. сертификатов. В свете готовящейся Минпромторгом РФ программы утилизации грузового автотранспорта Втормет предлагает переложить бремя оплаты утилизации и доставки транспортных средств на автопроизводителя, участвующего в программе. С этой целью предлагается создавать специальные фонды, из которых и оплачивались бы услуги по утилизации. При этом Ю.Воронцов выразил мнение, что при правительстве страны должна быть создана структура, которая бы целенаправленно занималась вторичными металлами. По мнению докладчика, стране нужен универсальный закон об утилизации продуктов жизнедеятельности.
В своем выступлении генеральный директор компании ПромМет Н.Ходос поднял вопрос о необходимости отмены 15%-ной экспортной пошлины на легированный лом. По его словам, пошлин на поставку за рубеж никеля и ферросплавов нет, но поставщики лома обременены дополнительными сборами, что часто делает их деятельность экономически неэффективной. Сообщая о рынке оборудования для ломопереработки, генеральный директор и председатель правления североамериканской компании The Shredder Co.
Скотт Нюэлл отметил динамику роста производства шредерных установок: с двух первых шредерных заводов в 1960 г. до 850 общей мощностью переработки 80 млн т в 2010 г. По его сообщению, только Китай за последние три года ввел в эксплуатацию 30 новых шредеров и не собирается останавливаться на достигнутом. К 2020 г., по прогнозу компании, в мире будет функционировать уже 1700 таких заводов.
Руководитель представительства в СНГ германской компании Metso Lindemann С.Бабушкин рассказал о производимых компанией прессножницах, первые из которых были закуплены для Узбекистана еще в 1920-е гг. В настоящее время в России работает порядка 90 прессножниц, из которых 11 производства Lindemann (уже подписан контракт с ВМЗ на поставку самого большого в России пресса, который станет двенадцатым). Компания намерена увеличивать свою долю на российском рынке, открыв четыре сервисных центра в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Магнитогорске.
Генеральный директор ХК «Подъемные машины» Н.Сидоренков представил участникам форума технику будущего – мобильные пресс-ножницы на автомобильных шасси. По его прогнозам, спрос на подобную технику будет расти в геометрической прогрессии.
Последние темы, озвученные в ходе дискуссии на форуме, также являются весьма актуальными. В выступлениях многих ломозаготовителей звучала обеспокоенность по поводу изменения нормативно-правовой базы деятельности, связанной с оборотом металлолома и отходов в стране, и давления на независимых ломозаготовителей со стороны ломозаготовительных подразделений металлургических компаний.
Сюда можно отнести внесенные в законопроект изменения о лицензировании деятельности, которые предполагают ужесточение требований к участникам этого рынка, тем самым усложнят их деятельность, уменьшат их количество, в том числе и законопослушных. Объясняется предлагаемое ужесточение тем, что число участников рынка, имеющих лицензии, очень велико, кроме того, существует большое количество так называемых фирм-однодневок, их сложно контролировать, что наносит государству значительный ущерб. Хотя в предыдущие годы в ходе различных дискуссий было высказано мнение, что действующая нормативно-правовая база в основном соответствует необходимым требованиям, за исключением отдельных позиций в Положениях о лицензировании и Правилах обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, которые следует привести к наиболее приемлемым условиям деятельности. Основная роль в профилактике и пресечении правонарушений в этом виде деятельности должна принадлежать надзорным и контролирующим органам.
Как было уже сказано ранее, ломозаготовителей очень волнует проект постановления Правительства РФ, в котором вновь предлагается резкое сокращение пунктов пропуска через государственную границу РФ лома и отходов черных металлов на экспорт. Такое ограничение нанесет ущерб ломозаготовителям, так как перевозка металлолома к пунктам пропуска (а их предполагается оставить только 10 на всю весьма протяженную государственную границу России, в том числе и морскую ее часть) сделает экспорт лома нерентабельным и вновь сократит число участников на российском рынке металлолома. Несколько лет назад число пунктов пропуска (вывоза) металлолома приказом ГТК России было сокращено до минимума, но впоследствии этот приказ ГТК был отменен решением арбитражного суда, как нарушающий права ломозаготовителей. Понятно, что инициаторами выпуска предполагаемого постановления Правительства РФ являются металлургические компании, которые пытаются таким образом сократить экспорт лома и перенаправить его на внутренний рынок. Это лишит ломозаготовителей права работать в условиях, приемлемых для всех участников этого вида деятельности. Конечно, можно понять металлургический завод «Амурметалл», единственное крупное металлургическое предприятие на Дальнем Востоке (его электросталеплавильные мощности достигли 2 млн т/год), стремящегося ограничить экспорт металлолома из региона. «Амурметалл» практически остался без сырья. Завод вынужден закупать металлолом, возить его за многие тысячи километров, вплоть до Иркутской области, что резко удорожает его металлопродукцию с ограничением работы одной электропечи практически на половинной мощности, в то время как лом, заготавливаемый в регионе, через многочисленные морские и речные порты уходит в Корею, Китай, Японию и т.д. По закупочным ценам конкурировать с этими странами предприятию очень сложно. У ломозаготовителей вызывает недоумение ограничение числа пунктов пропуска в других регионах, особенно в европейской части страны. От такого сокращения, в первую очередь, пострадают ломозаготовители Северо-Западного региона, которые в достаточной мере обеспечивают ломом близлежащие металлургические предприятия и могли бы поддерживать свою деятельность, модернизацию оборудования благодаря экспорту лома.
Особенно резкие возражения ломозаготовителей вызывают предложения представителей металлургических компаний (их ломозаготовительных подразделений) о необходимости сокращения числа независимых ломозаготовителей в результате ужесточения требований в отношении их активов. Предлагается давать разрешение работать на рынке металлолома только тем заготовителям, чей акционерный капитал составляет не менее 100 млн руб. По мнению представителей металлургических компаний, наличие большого числа участников рынка металлолома мешает деятельности по заготовке лома, поднимает закупочные цены, создает невозможность работать металлургам и ломозаготовителям по «длинным» контрактам, что также влияет на цены и собираемость лома.
Таким образом, все внесенные предложения, на первый взгляд, направлены на совершенствование и приведение в порядок нормативно-правовой базы, снижение конкуренции на отечественном рынке металлолома, обеспечение всех металлургических предприятий сырьем. Однако, анализируя возможность принятия таких предложений, можно констатировать следующее. Из многих выступлений на форуме следует, что к настоящему времени структура поставляемого металлолома резко меняется, тяжеловесный лом встречается все реже и реже, его география смещается в труднодоступные места, все чаще ломозаготовители вынуждены заготавливать и поставлять металлургам легковесный лом, объем шредированного лома по отношению к общим объемам заготавливаемого лома весьма невелик, в связи с чем его собираемость по отношению к ресурсам снижается – по различным данным она не превышает 45%, в то время как в западных странах достигает 70%. Кроме того, изменение структуры сталеплавильного производства в стране приводит к сокращению оборотного лома, экспорт практически 50% производимой металлопродукции также снижает объем возвращаемых от ее переработки отходов. Значительного дополнительного объема металлолома (до 7–8 млн т) потребует ведущееся и намечаемое строительство новых минизаводов, а также модернизация и создание собственного сталеплавильного производства отечественных трубных предприятий. Так как количество амортизационного лома в последующие годы вряд ли адекватно возрастет, увеличение объемов заготовки возможно, в первую очередь, благодаря росту собираемости лома. В связи с тем, что сетевые ломозаготовительные подразделения металлургических предприятий сбором металлолома практически не занимаются, не работают с мелкими ломосдатчиками, задача повышения его собираемости может быть решена за счет мелких и средних независимых ломозаготовителей. И если предлагаемые изменения нормативно-правовой базы лишат их возможности дальнейшей деятельности в сфере заготовки, переработки и реализации металлолома и отходов, они будут вынуждены уйти с этого рынка, что, в свою очередь, приведет к снижению заготовки лома в стране.
Мнение ломозаготовителей по данному вопросу было отражено в выступлении представителей Союза региональных объединений заготовителей и переработчиков лома, отходов черных и цветных металлов (Союзлома). Союзлом, исходя из задач удовлетворения потребности металлургов в сырье, считает, что заготовку лома нужно производить на партнерских отношениях между покупателями лома – металлургами и его поставщиками – ломозаготовителями. И металлургам следует поддерживать независимых ломозаготовителей, работая с ними в том числе и на «длинных» контрактах, не допуская таких ситуаций, какие произошли в конце 2008 г. с неуплатой за полученный лом. В принципе, и ранее металлурги считали заготовку металлолома и его закупку важнейшей стратегической задачей. Проблемы во взаимоотношениях возникли в последние годы.
Чтобы снизить сырьевую зависимость от ломозаготовительных организаций, от многочисленных посредников, крупные металлургические предприятия создали собственные ломозаготовительные подразделения. Они оснастили их современным оборудованием, а также начали поглощать наиболее работоспособные привлекательные ломозаготовительные организации. И в оставшихся независимыми ломозаготовителях они увидели конкурентов на рынке лома. Хотя эту ситуацию можно оценить несколько иначе. Территория России громадна, и ее протяженность позволяет работать как крупному, так и среднему и мелкому бизнесу в интересах удовлетворения спроса металлургов на сырье и без введения предлагаемых ограничений. В отношении снижения числа пунктов пропуска лома до 10, Союзлом также считает, что в отдельных регионах, таких как Дальневосточный, в интересах металлургических предприятий следует ограничить экспорт лома. Но для всей территории РФ такого числа пунктов пропуска явно недостаточно. В настоящее время необходимые металлургам объемы лома поставляются, его экспорт резко снизился в последние годы, после того как отечественные предприятия стали закупать металлолом по ценам, соответствующим мировым. И в этой связи ограничение экспорта лома только снизит потенциал ломозаготовительной подотрасли. В то же время, металлургические предприятия в 1990-е годы, да и в кризисный период 2008–2010 гг., выжили в большей степени благодаря экспорту своей продукции, а не за счет внутреннего рынка. Ограничение экспорта лома, по мнению Союзлома, можно проводить в тот момент, когда его заготовка начнет снижаться в результате возможного дефицита, т.е. через 3–5 лет, не ранее. К этому следует добавить, что уже в марте, выступая на коллегии Минтранса вице-премьер С. Иванов заявил, что Правительство РФ предполагает закрыть экспорт лома через порты Санкт-Петербурга, что вновь вызвало бурный протест ломозаготовителей.
По мнению Союзлома, введение ограничений деятельности ломозаготовителей на рынке путем введения нижнего порога размера акционерного капитала приведет к снижению числа участников рынка, тем самым к снижению собираемости и объемов заготовки лома. Представители Союзлома подчеркивали необходимость совершенствования в подотрасли устаревшей технической и технологической документации, более широкого привлечения к работе над подготовкой новых и совершенствованием действующих нормативных документов специалистов, непосредственно работающих в подотрасли, а не только управленцев из числа работающих в подразделениях металлургических компаний.
Многие вопросы может решить создание в ломозаготовительной подотрасли саморегулируемой организации, которая позволит в рамках действующего законодательства сократить давление со стороны государства на этот вид деятельности, координировать деятельность ломозаготовительных организаций на рынке и наладить тесное сотрудничество с металлургическими компаниями на партнерских началах. Дальнейшая дискуссия была посвящена необходимости совершенствования нормативно-правовой базы. Отмечено, что действующая нормативная база сыграла свою роль на определенном этапе, но в настоящее время требует совершенствования и не только в сторону ужесточения требований к участникам этого бизнеса, но и учета современной ситуации в этой подотрасли. Этому вопросу было посвящено выступление президента НП «Межрегиональный центр вторичной цветной металлургии» В. Федорова.
В завершение работы форума состоялся обмен мнениями по возможности устранения мошенничества в ломозаготовительной подотрасли и профилактике этого негативного явления в дальнейшем.
Таким образом, практически все участники форума подтвердили, что проблемы, возникшие в ломозаготовительной подотрасли, требуют решения силами не только самих участников этого вида деятельности, но и металлургов – основных потребителей такого важного сырья. Государство также должно выработать позицию по этой проблеме, в первую очередь, не только с точки зрения ужесточения правил работы ломозаготовителей на рынке, а и возможной либерализации этих правил с целью повышения глубины сбора лома и нормализации отношений между ломозаготовителями и потребителями лома.