Исследования рынка переработки автомобильного лома на территории Новосибирской области

Алексеева С.Г.
СГГА, Новосибирск
Л.Н. Бабичев ЗАО
«Вторчермет», Новосибирск
Интерэкспо Гео-Сибирь
2007

Одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в городе является автомобильный транспорт, выбросы от которого составляют 73,3 % валовых выбросов. Приоритетные загрязнители в питьевой воде -нефтепродукты, железо, алюминий, натрий и другие химические элементы распада твердых отходов, в том числе брошенных автомобилей. Несовершенство системы сбора и утилизации лома автотранспорта ведет к образованию неорганизованных свалок, которые возникают преимущественно в поймах рек, в оврагах, лесных массивах, частном секторе, вблизи предприятий и т. д.

Утилизация и переработка лома автотранспорта нерентабельна для предприятий Новосибирской области, однако с каждым годом количество брошенных автомобилей растет и все более загрязняет окружающую среду.

По данным статистики численность автотранспорта с каждым годом увеличивается, особенно это относится к физическим лицам, количество состоящего на учете транспорта за последние десять лет увеличилось в несколько раз, при этом рост автомобильного лома по городу вырос в 2 раза. Это только по промышленным предприятиям, которые централизованно передают данный вид лома на переработку. Физические лица просто бросают автотранспорт в любом месте, не заботясь об экологии нашего региона.

Заготовкой, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов занимаются более 50, имеются более 100 пунктов приема металлолома по городу и области. Для переработки автомобильного лома в полном его объеме необходимо специальное оборудование, которое имеется только на крупных предприятиях, перерабатывающих металлические отходы, таких как ООО «Новосибвтормет», ОАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина», ЗАО «Объединение Вторчермет». Оборудование дорогостоящее и в зависимости от мощности его цена составляет от 1 млн. руб. до 30 млн. руб.

Анализ статистических данных показывает, что для переработки автомобильного лома, объемы которого катастрофически увеличиваются и в ближайшее время составят для города около одного миллиона тонн, необходимо принимать кардинальные решения и разрабатывать специальные программы, не только для региона, но и в целом по стране.

В экологической доктрине Российской Федерации, одобренной Правительством 31 августа 2002 г., п. 9 1225-р., говорится о существовании нескольких известных механизмов, таких как экологическое страхование, стимулирование вторичной переработки, ответственность производителя на всех стадиях - от производства до утилизации и ряда других, для привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

Предполагается привлечение бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Успешная реализация процессов переработки автомобильного лома во многих странах мира решается с помощью собственников транспорта. Вопрос необходимости утилизации по каждому виду транспорта проводится при его техническом осмотре соответствующими органами. В нашей стране необходимо законодательно прописать порядок утилизации автомобильного лома. Для нашего региона возможно проводить утилизацию на имеющемся оборудовании на крупных предприятиях, при этом собственники могут заказать транспортировку своего устаревшего автомобиля, затраты на его утилизацию и переработку покрываются стоимостью лома. Так для автомобиля «Жигули» стоимость 1 тонны металла составляет 2 400 руб., масса 0,8 тонны, доход ломосдатчика составит около 500 рублей, при этом исчезнут затраты на уплату налогов за автомобиль. В настоящее время, по данным ГИБДД и налоговой инспекции, большое количество автомобилей числится на учете, но по заявлениям владельцев, они находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, а иногда даже в неизвестных местах. Что значительно ухудшает экологическую обстановку в регионе.

Необходимо по всем направлениям заинтересовать ломопереработчика, поскольку именно их работа не только обеспечивает сохранность природных ресурсов, и снижение себестоимости металлопроката, но и выполняет большую экологическую задачу.